Расчет на лохов: как недоучки впаривают свою «историю Беларуси» потребителям и разводят грантодателей

Недавно белорусская часть интернета немало порадовалась очередной «исторической» новости: молодая и амбициозная команда криэйторов предложила свою версию истории Беларуси в коротеньком ролике «Как белорусы стали народом». При первом взгляде на это «творение» берет оторопь, при втором – разбирает смех, при третьем – охватывает брезгливость. Но отворачиваться от этого «творения» ни в коем случае не следует, ведь именно так и работает современный агитпроп: в расчете на то, что серьезные люди просто побрезгуют вступать в дискуссии с маргиналами, которые меж тем под шумок овладеют вниманием такой же недалекой аудитории и оставят поле за собой. Именно поэтому мы решили побороть брезгливость и ниже расскажем вам о том, как именно авторы ролика разводят своих зрителей, а заодно и грантодателей. Для этого щедро используются все средства из арсенала разводил – враньё, полуправда, передергивание и многое другое, так что на выходе получается поистине феерический коктейль из намеренной лжи, банальной лажи и торжествующей тупости авторов, рассчитанный на такую же недалекую публику. Впрочем, не переключайтесь – где-то это даже весело. Поехали, что там у нас сначала?..

Итак, ХI век. «Не у всех народов еще есть государства, а у нас процветает Полоцкое княжество. Его боятся Новгород, Псков и Киев, а Москва не боится, потому что ее еще нет», — ликующе сообщает нам закадровый голос с интонациями пацанчика, впаривающего новый, еще более полезный формат чипсов.

В чем лажа? Много в чем. Не у всех народов тогда были государства?.. Скажем так, тогда и народов-то в современном понимании не было. В том числе и белорусов. Поэтому у кого именно «у нас» процветает Полоцкое княжество – непонятно. А как именно Новгород, Псков и Киев «боялись» этого княжества, можно понять из того, что поход Всеслава Полоцкого на Псков в 1065-м завершился провалом, а в 1067-м великий князь Киевский Изяслав наголову разбил полочан в битве на Немиге, после чего Всеслав был заключен в киевскую тюрьму. В 1068-м горожане освободили его, но удержать власть в Киеве полоцкому князю не удалось – он бежал в свой удел, но был изгнан и оттуда, после чего с новой армией попытался напасть на Новгород – и был снова разбит. В 1083-м киевская армия Владимира Мономаха захватила Полоцк и разграбила его… Как-то непохоже это на историю государства, соседи которого дрожат при одной мысли о нем, правда?..

Что касается Москвы, которая не боится Полоцка, потому что ее еще нет… Ну что же, потрясающий прием, браво авторам. Можно было бы еще для полноты картины добавить про Нью-Йорк, Буэнос-Айрес и Веллингтон, которых тогда тем более не было. Ведь они тоже не боялись могучего страшного Полоцка. А Полоцк ведь, кстати, и сейчас сохраняет свое влияние в мире, да?..

XII век озвучен серьезной девушкой, которой впору объявлять остановки в транспорте. И вот этим серьезным голосом отличницы она сообщает, что «Евфросинья Полоцкая мутит в Полоцке культурный центр, считай, креативное пространство, а потом сама отправляется в паломничество. Такой женский активизм девять веков назад».

В чем лажа? Вообще-то Евфросиния Полоцкая – святая, а к деятельности святых неприменимо тупо-жаргонное «мутит». Это понятно всем нормальным людям. Но авторы проекта – не из таких, поэтому для них круто, клёво и стильно, когда инокиня с иконы что-то там мутит. Примерно как наркоманка, которая мутит у себя на квартире тусняки, параллельно промышляя бодяжным коксом. А чё?..

Конечно, объяснять недалекой публике, что святая основала в Полоцке два монастыря, слишком сложно – аудитория слов таких не знает, а если знает, то монастырь для нее – это безусловное фуфуфу, русскомирщина и вообще источник ковидла. Поэтому надо проще – «культурный центр». Но и это слишком сложно, поэтому для самых тупых дообъяснили — «креативное пространство» (а вообще надо было «коворкинг», недоработали). В чем связь между «креативным пространством» и тем, что святая «сама отправилась в паломничество» (в надписи на экране упростили – в вояж, хорошо хоть не написали «в отпуск») — вообще неясно. Зато добавили «женского активизма». И снова недоработочка – для полной уважухи надо было обозвать святую поэткой, редакторкой, режиссеркой, блогеркой и ЛГБТшницей в одном лице. Кто сказал, что не прокатило бы?.. Схавали бы и это.

XIII век. «Образуется Великое княжество Литовское со столицей в Новогрудке. Все государственные документы пишутся на старобелорусском языке. Границы расширяются».

В чем лажа? Новогрудок – это современное название этого города. При ВКЛ он именовался Новгородок или Малый Новгород. Делопроизводство в ВКЛ велось на языке, который известен как старобелорусский только в Беларуси, и то с конца XIX века; на Украине его называют, к примеру, староукраинским. Так что правильное название этого языка – западнорусский. К тому же «все государственные документы» на нем стали писаться не с XIII века, а примерно с XIV (а некоторые историки полагают, что и с XV). Какая разница?.. Для авторов ролика – да никакой. Подумаешь, столетие туда, столетие сюда.

XIV век. По тексту все верно – ВКЛ простирается от Балтики до Черного моря, столицу переносят в Вильну.

В чем лажа? Непонятка связана с графикой – над Вильной почему-то гордо реет бело-красно-белый флаг, придуманный в 1917 году. На какой машине времени его привезли в столицу ВКЛ и зачем, закадровый голос не сообщает.

XV век. «Войско ВКЛ побеждает Тевтонский орден в Грюнвальдской битве. После этого Тевтонский орден так и не встал с колен».

В чем лажа? Это примерно как сказать, что «США и Великобритания разбили нацистскую Германию во Второй мировой войне»: вроде и правильно, а на самом деле – фигня. Тевтонский орден в Грюнвальдской битве был разбит не только войском ВКЛ, но и войском Польского королевства. Причем традиционно считается, что поляки выставили на поле боя 51 хоругвь (соединение), а ВКЛ – куда меньше, 40. А уж если использовать современный подход и скрупулёзно высчитывать, «кто откуда», то выяснится, что среди ВКЛовских хоругвей были Смоленская, Киевская, Кременецкая и Стародубовская, плюс 3 тысячи литовских татар, плюс, возможно, какое-то количество воинов из Молдавского княжества. Так что, выходит, били тевтонских псов-рыцарей отнюдь не только белорусы (само это название условно, т.к., напомним, современных народов тогда не существовало), но и поляки, русские, украинцы, татары и молдаване.

Про то, что «Тевтонский орден после этого так никогда и не встал с колен» — очень сильное упрощение. После поражения под Грюнвальдом рыцари два месяца выдерживали осаду их столицы, при заключении Торуньского мира 1411 года понесли лишь незначительные потери в территории, а затем их дипломаты успешно торговались с поляками и ВКЛ аж до 1422-го. Люди, «вставшие на колени», так себя не ведут.

XVI век. «В 1514 году войска ВКЛ под руководством Константина Острожского побеждают Московское государство в битве под Оршей. Об этой победе знала вся Европа».

В чем лажа? Якобы легендарная победа в битве под Оршей – это один из основополагающих мифов белорусского националистического дискурса. Если коротко, то значение этого сражения безмерно преувеличено националистами. Во-первых, под Оршей сражались опять-таки не только войска ВКЛ, но и союзные им войска Польского королевства, которые, кстати, и понесли наибольшие потери (польскому командующему Янушу Сверчовскому очень обидно – Острожского в Беларуси постоянно поминают, а его нет); во-вторых, главная цель – отбить у русских Смоленск – достигнута не была; в-третьих, польский король Сигизмунд раздул значение тактического успеха, чтобы подлатать свою пошатнувшуюся после потери Смоленска репутацию; в-четвертых, три года спустя победитель при Орше Острожский с треском провалил свою карьеру, будучи наголову разбит русскими во время неудачной осады Опочки. Обо всем этом белорусские националисты, понятное дело, «не помнят» и в своих роликах доверчивой публике не расскажут: память у них избирательная, помнят то, чего им надо, и точка.

К тому же стоит заглянуть в учебники истории других стран, и оттуда мы с изумлением узнаем, что войсками под Оршей командовал, оказывается, украинский князь Острожский, под руководством коего отличилось волынское ополчение (украинская версия), а самым значительным был вклад добровольцев Яна Тарновского (польская версия). Т.е. история давней битвы до предела политизирована и в данный момент служит одной цели – выпятить роль того или иного государства в борьбе с «проклятыми московитами».

Что касается того, что «о сражении знала вся Европа», то авторы ролика, видимо, вкладывали в эту фразу следующий смысл: мол, все прогрессивное человечество радовалось и ликовало при вести о поражении диких московских орд. И действительно, были в Европе доверчивые монархи, которые дивились мощи армии Сигизмунда – с его же слов. А были и такие, которые не дивились, а тщательно проверяли польские данные, в особенности после того как увидели, что русские успешно продолжают войну. Что же рядовых европейцев, то, конечно, никто португальским крестьянам, баварским бюргерам и неаполитанским рыбакам в 1514 году не вещал о тактической победе под Оршей. Не было тогда ни Интернета, ни телевидения, ни радио, ни газет. И даже понятия «вся Европа», строго говоря, не существовало. Так что иноземным жителям, если они не были королями или дипломатами, не было никакого дела ни до ВКЛ, ни до Московии.

А мы продолжаем знакомство с удивительным «белорусским» XVI веком, существующим лишь в воображении авторов роликов. Вещают они следующее:

«В ВКЛ принимают первый в Европе аналог конституции – Статуты ВКЛ. Например, во Франции первую конституцию приняли только через 200 лет. Статуты закрепляют правовое государство, религиозную толерантность, права женщин и старобелорусский язык в качестве государственного. В 10-м разделе Статута 1588 года прописываются даже нормы охраны экологии. Позже Статуты станут прообразом конституций России и Соединенных Штатов Америки».

В чем лажа? Даже и не знаем, с чего именно начать, настолько здесь все красиво – авторы ролика прям лопнуть готовы от гордости за передовой опыт своих предков.

На самом же деле нам сразу подсовывают под нос еще один убогий штамп белорусского националистического пантеона: Статут – это якобы первая конституция Европы и прообраз всех прочих конституций. Заметим, что авторы ролика на столь откровенное враньё не пошли – назвали Статут аналогом конституций. Т.е. попробовали выкрутиться. Но фразой позже все равно спалились: мол, во Франции первую конституцию приняли через 200 лет, т.е., по их логике, Статут все-таки был конституцией. Так вот, это – грубое и дешевое передергивание фактов, рассчитанное разве что на такое же грубое и топорное их восприятие. Средневековый статут – это не аналог конституции Нового времени точно так же, как паровая машина Кюньо – не аналог последней модели «Мерседеса», арифмометр «Феликс» — не аналог новейшего компьютера, а аэроплан братьев Райт – не аналог «Боинга-747». Да, в общем-то, явление одного порядка, а если разобраться – далеко не аналоги. Более того, Статут ВКЛ 1529 года – даже не первый в Европе документ подобного рода. Свои своды законов гораздо раньше приняли сербы, причем дважды (Законоправило Святого Саввы, 1219, и Законник, 1354). Даже интересно, почему об этом в ролике ни звука?.. И с чего это авторы ролика взяли, что именно Статут стал прообразом конституции США? Что, отцы американского государства, сидя за океаном, пристально изучали Статут? Как именно? По Интернету?..

Кстати, для пущей важности авторы ссылаются на Францию, видимо, полагая именно ее матерью европейской демократии, — мол, Париж свою конституцию принял через 200 лет… Но конституции США и Речи Посполитой появились еще раньше, чем французская. И о какой именно конституции России идет речь? До революции было множество проектов русских конституций, но всеми ими рано или поздно топили печки. Первая действующая конституция РСФСР появляется в 1918-м. Неужто вожди революции, сидя в Кремле, внимательно вчитывались в пыльные страницы затребованного из архива Статута – ах, как бы что нужное не пропустить?..

Рассказывая о Люблинской унии, авторы ролика сообщают, что «ВКЛ стало частью Речи Посполитой со своей властью в стране». На слух это, видимо, должно восприниматься как некая блестящая победа ВКЛ, упрочившего свои позиции. А вот о том, что в федерации при внешнем формальном равенстве преобладало именно польское влияние (в сейме – 114 представителей Короны и 48 от ВКЛ, в Сенате – 113 от Короны и 27 от ВКЛ), умалчивается. Т.е. «своя власть в стране»» была у ВКЛ весьма и весьма относительной.

XVII век. И вот тут нас ждет настоящее «рука-лицо», подлинный «финский стыд», его эталон, можно сказать. Ибо ликующий закадровый голос пацана вещает, что «у ВКЛ появляются свои колонии на Карибах и в Западной Африке. Фактически владелец этих земель – курляндский герцог Якоб фон Кеттлер, но Курляндия была вассалом ВКЛ, а значит, и эти колонии принадлежали княжеству!» Охренеть, мол, каким сильным колониальным государством была древняя Беларусь, гордитесь, славяне!..

Начнем с того, что Якоб фон Кеттлер, хотя и являлся вассалом ВКЛ, но вел вполне самостоятельную и весьма активную внешнюю политику, был тесно связан с крупнейшими дворами Европы и успешно правил своим герцогством на протяжении 40 лет, фактически не имея к Варшаве никакого отношения. Во-вторых, сам термин «колонии на Карибах и в Западной Африке» — опять-таки грубейшее и тупейшее передергивание. Ибо речь идет о поселках-портах, расположенных на побережье свободного острова Тобаго и в устье реки Гамбия (причем последний принадлежал Курляндии всего 10 лет). Фактически это были не колонии (т.е. захваченные и порабощенные территории), а заморские торговые точки, с помощью которых курляндский герцог продвигал свои товары, конкурируя с англичанами и португальцами. И понятное дело, что никакие представители ВКЛ никогда не предъявляли никаких прав на эти «колонии» и вообще не имели их ввиду, ведь их владельцем являлся Кеттлер!

Но главное даже не в этом. А в том, что в начале XXI века прогрессивные и либеральные авторы роликов, мечтающие о свободной демократической Беларуси, с восторгом в голосе рассказывают нам о том, как это правильно и прекрасно – иметь колонии!.. Колонии, Карл!.. Собственных негров-рабов, плантации, работорговлю!.. Это же признак мощного и успешного государства… Более того, они настолько гордятся этим фактом, что даже вынесли его в самое начало своего ролика в качестве завлекалочки – мол, «а знаешь ли ты, что колонии твоего государства были даже в Африке и на Карибах»?..

Вот только все дело в том, что все нормальные люди примерно года с 1960-го стыдятся своего колониального прошлого, если оно у них было. И никогда вы не услышите от Бельгии, как ей прекрасно было владеть огромным богатым Конго, а Германии – Того и Намибией. Никогда вы не услышите от англичан и голландцев, какими чудесными колониями были Индия и Индонезия. Потому что это – стыд и позор, давно перевернутая и всеми осужденная страница истории.

Всеми, кроме белорусских националистов. Они так мечтают иметь рабов, что даже выдумали собственные колонии… Дарим идейку бесплатно: в продолжение не забудьте вставить факт существования в 1933-43 Белорусской нацистской партии, в которой, кстати, состоял автор легендарной песни про Савку да Гришку, которые ладили дуду. И оформить надо типа таким текстом: мы же не хуже гитлеровцев, чуваки, ура!..

Казалось бы, после этого чертова стыда роликом можно смело кормить помойку, но мы сожмем зубы и досмотрим-таки до конца.

Более-менее нормально все обстоит с XVIII веком. Да, разделы Речи Посполитой, восстание Костюшко, который национальный герой США и Польши – все так и есть. Правда, здесь авторы скромно умолчали о том, что причиной третьего и последнего раздела как раз и послужило восстание Костюшко, а из ролика следует, что сначала РП разделили, а уж потом Костюшко восстал. К тому же звучит странная фраза: «Сперва восстание поднял Костюшко…», как будто у него были еще какие-то последователи. Конечно же, авторы не удержались от того, чтобы не подчеркнуть, что «почти все земли ВКЛ достались России». Мол, Россия всегда была лютым хищником, а прочие страны – гэта Эуропа, а потому трогать ее низя.

А вот с XIX веком – снова интересно. В чем лажа? А в том, что авторы сразу перепрыгивают аж в 1863 год. Ровно ничего интересного на протяжении 63 лет в истории белорусских земель, оказывается, не было от слова «вообще»! Ни Отечественной войны 1812-го, ни восстания 1830-31 годов, ни «обычной» мирной жизни, из которой вообще-то и складывается большая часть нормальной человеческой истории… Да и о польском мятеже 1863-64 гг. нам просто коротко сообщается, что «борьбу за независимость и социальную справедливость возглавляет Кастусь Калиновский». Здесь зрителям даже ничего не поясняют, полагая, что их мозги и без того достаточно промыты. Мол, и так все знают, что Калиновский – белорус, воевал за Беларусь и все нормальные белорусы – его духовные потомки. Верьте нам, люди!.. О том, что воевал Калиновский за возрождение Речи Посполитой, число повешенных и растерзанных его приспешниками белорусов исчисляется сотнями, а сама его фигура была фактически сконструирована белорусскими «историками» первой половины ХХ века, вам никто не расскажет – незачем.

И ХХ век, понятное дело, начинается с 1918 года. Не было в белорусской истории ни Первой мировой, ни Февральской революции, ни Октябрьской, ни германской оккупации… Было только это: «ХХ век. И снова попытка возродить белорусскую государственность. Легитимные представители нации провозглашают независимость Белорусской Народной Республики».

В чем лажа? В ложном посыле. Чтобы белорусскую государственность возродить, нужно, чтобы она существовала прежде. А таких фактов мы, увы, не знаем. Не было в истории до 1919 года ни одного государства, в название которого было бы слово «Белорусское». ВКЛ, то Великим княжеством Литовским, Русским и Жамойтским называлось, а не Белорусским. И Речь Посполитая тоже не имела в названии слова «Белорусская». И даже в полном титуле российского императора ничего «белорусского» не было. Был император и великим князем Литовским, и великим князем Витебским, и князем Белостокским, а вот «царем Белорусским» — не был.

Потому запомним: возродить белорусскую государственность в 1918 году было нельзя. Тем более «снова». Потому что польские восстания 1830-31 и 1863-64 гг. попытками возродить белорусскую государственность тем более не были.

Смех вызывает также фраза о «легитимных представителях нации». Согласны, звучит серьезно и по-взрослому. Вот только к провозглашателям БНР никакого отношения не имеет. Легитимные представители нации провели в Минске в декабре 1917 года Всебелорусский съезд, который постановил «немедленно образовать Всебелорусский совет» «для спасения родного края и ограждения его от раздела и отторжения от Российской Демократической Федеративной Республики». За этот пункт все успели проголосовать, после чего съезд был разогнан большевиками. Понятно, это понравилось не всем делегатам, и они провозгласили себя Исполкомом Рады съезда, а та, в свою очередь, провозгласила БНР – республику в составе федеративной России. И только 25 марта 1918-го, когда в Минске уже месяц как были немцы, БНР формально объявили независимой. Т.е. фактически узурпировали полномочия и наплевали на волю всего съезда, который всего три месяца назад постановил – из состава России не выходить. Не говоря уж о том, что все это происходило уже при немецкой оккупационной власти, а значит, цена тому провозглашению – ломаный грош.

…Как оптимистично пообещали нам в конце авторы, працяг будзе, а значит, очередная порция быстросмонтированной фигни в бодрой озвучке нам обеспечена. Ну что ж, за разбором тоже дело не станет. Хотелось бы лишь обратиться к людям, на деньги которых все это стряпается, — американцам, спонсирующим кампанию «Годна!» Мы знаем, что вы – люди многоопытные, но в чем-то очень доверчивые и мало что знающие о Беларуси. Поэтому дружеский совет: присмотритесь к команде, которая деловито пилит ваше бабло. Ибо вместо качественного продукта она выдает-на гора дешевейшую фигню, от которой любых вменяемых людей тошнит. Это еще в 1980-х была такая забава у советских эмигрантов – под видом вдумчивых исследований просто разводить американских советологов на деньги. Так что молодые белорусские активисты просто идут проторенным путем.

Пётр Вакульчик

 

ТЕЛЕСКОП