Возвращение на Родину в XXI веке. Художников Парижской школы с белорусскими корнями увидели в Бресте

Тысячелетний Брест 17 мая первым принял выставку оригинальных работ знаменитых художников – уроженцев белорусской земли Марка Шагала, Льва Бакста, Хаима Сутина, Михаила Кикоина, Дмитрия Стеллецкого, Якова Балглея и других, кого собрал под крышей одной экспозиции «Аксиомы» республиканский меценат Белгазпромбанк. Юбилей нашего города стал поводом для такого подарка.

В общем-то, столетие тому одаренные уроженцы городов и местечек Северно-западного края России (так тогда именовалась Беларусь) рвались в культурный центр Европы – Париж. Так там оказались десятки молодых художников, которые пристали к объединению художников «Улей» и вошли в состав так называемой Парижской школы. Пройдя немало испытаний, они стали со временем  признанными мэтрами нового мирового художественного течения, чьи работы достигли высокой стоимости на зарубежных аукционах. Несмотря на разное восприятие и отношение к творчеству этих художников, их работы бесспорно вошли в культурное достояние мира.

У себя на родине долгое время  Марк Шагал и иже с ним были малоизвестны и не в особой чести. И только в конце XX и начале XXI столетий стараниями патриотов оригинальные полотна, графика, скульптура знаменитых земляков стали возвращаться в Беларусь. Что-то в музеи, а что-то в коллекции меценатов. Так, особенно активно создавал свою корпоративную коллекцию Белгазпромбанк, выкупая картины художников Парижской школы. Их могли видеть в основном в Минске, в стенах галереи банка.

И вот случилось беспрецедентное: выставка «Аксиомы», в которой 20 оригинальных  работ 17 знаменитых художников с белорусскими корнями, впервые показана в регионе, в Бресте. Два из них – Дмитрий Стеллецкий и Яков Балглей – уроженцы Бреста.

Такой подарок тысячелетнему городу над Бугом сделал Белгазпромбанк, который в этом году отмечает свое 20-летие.

На открытии выставки мэр Бреста Александр Рогачук поблагодарил директора банка Виктора Бабарико за  щедрое приложение интеллекта, души, благотворительности для нашего города и пообещал сделать все, чтобы развивать Брест как культурный центр.

А сам меценат, председатель правления Белгазпромбанка, пожелал тысячелетнему юбиляру преодолевать шаблоны, в которых Брест трактуется в основном как город воинской славы, и действительно становиться культурной столицей. Ради чего и «Аксиомы» привезены брестчанам.

%d0%b2%d0%b8%d0%ba%d1%82%d0%be%d1%80-%d0%b1%d0%b0%d0%b1%d0%b0%d1%80%d0%b8%d0%ba%d0%be-2

Виктор Бабарико

После презентации и показа выставки шедевров властям, дипломатам, бизнесу и культурной элите Бреста в рамках «Ночи в музее» был открыт свободный доступ для их просмотра – и город это оценил: зрительский поток не иссякал допоздна.

screenshot-2817

Марк Шагал. Часы на пылающем небе. 1947-1950

%d0%bc%d0%b0%d1%80%d0%ba-%d1%88%d0%b0%d0%b3%d0%b0%d0%bb-%d0%b0%d0%ba%d1%80%d0%be%d0%b1%d0%b0%d1%82%d0%ba%d0%b0-%d0%bd%d0%b0-%d0%bb%d0%be%d1%88%d0%b0%d0%b4%d0%b8-1959

Марк Шагал. Акробатка на лошади. 1959

%d0%bb%d0%b5%d0%b2-%d0%b1%d0%b0%d0%ba%d1%81%d1%82-%d1%80%d0%b5%d0%b1%d0%b5%d0%bd%d0%be%d0%ba-%d0%b2-%d1%80%d0%be%d0%b7%d0%be%d0%b2%d0%be%d0%bc-1910_%d0%bd%d0%be%d0%b2%d1%8b%d0%b9-%d1%80%d0%b0%d0%b7

Лев Бакст. Ребенок в розовом. 1910_новый размер

%d0%b4%d0%bc%d0%b8%d1%82%d1%80%d0%b8%d0%b9-%d1%81%d1%82%d0%b5%d0%bb%d0%bb%d0%b5%d1%86%d0%ba%d0%b8%d0%b9-%d0%bd%d0%be%d1%87%d1%8c-%d0%bd%d0%b0-%d0%b8%d0%b2%d0%b0%d0%bd%d0%b0-%d0%ba%d1%83%d0%bf%d0%b0

Дмитрий Стеллецкий. Ночь на Ивана Купалу. 1932

%d0%b0%d0%b1%d1%80%d0%b0%d0%bc-%d0%bc%d0%b0%d0%bd%d0%b5%d0%b2%d0%b8%d1%87-%d0%b2-%d1%83%d1%81%d0%b0%d0%b4%d1%8c%d0%b1%d0%b5-%d0%ba%d0%be%d0%bd%d0%b5%d1%86-1900-%d1%85-%d0%bd%d0%b0%d1%87%d0%b0

Абрам Маневич. В усадьбе. Конец 1900-х — начало 1910-х

screenshot-2816

Яков Балглей. Портрет девушки

screenshot-2815

Леон Инденбаум. Скульптурный портрет девушки. 1930

%d0%b5%d0%b2%d0%b3%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d0%b9-%d0%b7%d0%b0%d0%ba-%d1%81%d0%b8%d0%b4%d1%8f%d1%89%d0%b0%d1%8f-%d0%b4%d0%b0%d0%bc%d0%b0-1902_%d0%bd%d0%be%d0%b2%d1%8b%d0%b9-%d1%80%d0%b0%d0%b7%d0%bc%d0%b5

Евгений Зак. Сидящая дама. 1902

%d0%bc%d0%b8%d1%85%d0%b0%d0%b8%d0%bb-%d0%ba%d0%b8%d0%ba%d0%be%d0%b8%d0%bd-%d0%b1%d1%83%d0%ba%d0%b5%d1%82-%d0%be%d0%ba%d0%be%d0%bb%d0%be-1920_%d0%bd%d0%be%d0%b2%d1%8b%d0%b9-%d1%80%d0%b0%d0%b7%d0%bc

Михаил Кикоин. Букет. Около 1920

%d0%be%d1%81%d0%b8%d0%bf-%d0%bb%d1%8e%d0%b1%d0%b8%d1%87-%d0%b3%d0%be%d1%80%d0%be%d0%b4%d1%81%d0%ba%d0%be%d0%b9-%d0%bf%d0%b5%d0%b9%d0%b7%d0%b0%d0%b6_%d0%bd%d0%be%d0%b2%d1%8b%d0%b9-%d1%80%d0%b0%d0%b7

Осип Любич. Городской пейзаж

%d0%be%d1%81%d0%b8%d0%bf-%d0%bb%d1%8e%d0%b1%d0%b8%d1%87-%d1%81%d0%b5%d0%bd%d0%b0-%d0%b2-%d0%bf%d0%b0%d1%80%d0%b8%d0%b6%d0%b5-%d0%be%d0%ba%d0%be%d0%bb%d0%be-1925_%d0%bd%d0%be%d0%b2%d1%8b%d0%b9-%d1%80

Осип Любич. Сена в Париже. Около 1925

%d0%bf%d0%b8%d0%bd%d1%85%d1%83%d1%81-%d0%ba%d1%80%d0%b5%d0%bc%d0%b5%d0%bd%d1%8c-%d0%b1%d0%be%d0%bb%d1%8c%d1%88%d0%be%d0%b9-%d0%bd%d0%b0%d1%82%d1%8e%d1%80%d0%bc%d0%be%d1%80%d1%82-%d0%b2-%d0%b7%d0%b5

Пинхус Кремень. Большой натюрморт (в зеленых тонах). 1950

%d0%bf%d0%b8%d0%bd%d1%85%d1%83%d1%81-%d0%ba%d1%80%d0%b5%d0%bc%d0%b5%d0%bd%d1%8c-%d0%bf%d0%b5%d0%b9%d0%b7%d0%b0%d0%b6-%d0%b2-%d1%81%d0%b5%d1%80%d0%b5-%d0%be%d0%ba%d0%be%d0%bb%d0%be-1950_%d0%bd%d0%be

Пинхус Кремень. Пейзаж в Сере. Около 1950

%d1%81%d0%b0%d0%b2%d0%b5%d0%bb%d0%b8%d0%b9-%d1%81%d0%be%d1%80%d0%b8%d0%bd-%d0%b6%d0%b5%d0%bd%d1%89%d0%b8%d0%bd%d0%b0-%d1%81-%d1%80%d0%be%d0%b7%d0%b0%d0%bc%d0%b8-1910_%d0%bd%d0%be%d0%b2%d1%8b%d0%b9

Савелий Сорин. Женщина с розами. 1910

%d1%84%d0%b0%d0%b9%d0%b1%d0%b8%d1%88-%d1%88%d1%80%d0%b0%d0%b3%d0%b0-%d1%86%d0%b0%d1%80%d1%84%d0%b8%d0%bd-%d0%b7%d0%b0%d0%ba%d0%b0%d1%82-%d0%be%d0%ba%d0%be%d0%bb%d0%be-1950_%d0%bd%d0%be%d0%b2%d1%8b

Файбиш-Шрага Царфин. Закат. Около 1950

%d1%84%d0%b5%d1%80%d0%b4%d0%b8%d0%bd%d0%b0%d0%bd%d0%b4-%d1%80%d1%83%d1%89%d0%b8%d1%86-%d1%81%d0%b0%d1%80%d0%b0%d0%b9-%d0%b8-%d0%bf%d1%80%d1%8f%d1%81%d0%bb%d0%be-%d0%b4%d0%bb%d1%8f-%d1%81%d0%b5%d0%bd

Фердинанд Рущиц. Сарай и прясло для сена. 1899

%d1%84%d1%80%d1%83%d0%bc%d0%b0%d0%ba-%d1%80%d1%83%d0%b2%d0%b8%d0%bc-%d0%bd%d0%b0%d1%82%d1%8e%d1%80%d0%bc%d0%be%d1%80%d1%82-%d0%b2-%d0%bc%d0%b0%d1%81%d1%82%d0%b5%d1%80%d1%81%d0%ba%d0%be%d0%b9-1973_

Фрумак Рувим. Натюрморт в мастерской. 1973

%d1%85%d0%b0%d0%b8%d0%bc-%d1%81%d1%83%d1%82%d0%b8%d0%bd-%d1%83%d1%81%d0%bd%d1%83%d0%b2%d1%88%d0%b0%d1%8f-%d1%81-%d0%ba%d0%bd%d0%b8%d0%b3%d0%be%d0%b9-%d0%bc%d0%b0%d0%b4%d0%bb%d0%b5%d0%bd-%d0%ba%d0%b0

Хаим Сутин. Уснувшая с книгой, Мадлен Кастен. 1937

 

Брестский курьер